Імідж України в зарубіжних медіа

лінгвістична аргументація

  • Лариса Іванівна Шевченко Інститут філології Київського національного університету імені Тараса Шевченка, Бюро лінгвістичної експертизи Міжнародної торгової палати
  • Ольга Миколаївна Плясун Інститут філології Київського національного університету імені Тараса Шевченка
Ключові слова: медіа, емоційно-оцінна конотація, імідж, лінгвістична аргументація іміджу, імідж України

Анотація

У статті з мовознавчого погляду проаналізовано питання іміджу держави як один із перспективних напрямків сучасних медіалінгвістичних досліджень. Розглянуто мовні особливості функціонування іміджевих характеристик України в зарубіжних медіа, зокрема звернено дослідницьку увагу на домінування в текстах лексем, семантика яких реалізує емоційно-оцінну конотацію.

Біографії авторів

Лариса Іванівна Шевченко, Інститут філології Київського національного університету імені Тараса Шевченка, Бюро лінгвістичної експертизи Міжнародної торгової палати

завідувач кафедри стилістики та мовної комунікації, Голова, доктор філологічних наук, професор

Ольга Миколаївна Плясун, Інститут філології Київського національного університету імені Тараса Шевченка

студент

Посилання

Адилова Л.Ф. Механизм трансформации имиджа России / Л.Ф. Адилова // Журнал ПОЛИТЭКС. – 2007. – № 3.

Андрющенко М.Ю. Творення іміджу телебачення України : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : спец. 10.01.08 «Журналістика» / М.Ю. Андрющенко. – К., 2005. – 17 с.

Бабак М.П. Використання комунікативних методів побудови політичного іміджу в засобах масової інформації : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : 10.01.08 «Журналістика» / М.П. Бабак. – К., 2007. – 20 с.

Бабак М.П. Іміджеві статті: особливості підготовки, впливу та практика використання в українських ЗМІ / М.П. Бабак // Українське журналістикознавство. – К. : Інститут журналістики, 2004. – Вип. 5. – С. 6–9.

Бабак М.П. Вербальний імідж як складова комунікативних технологій (поради молодим політикам) / М.П. Бабак // Стиль і текст. – 2004. – Вип. 5. – С. 178–186.

Бабак М.П. Комунікативні технології побудови політичного іміджу в ЗМІ: перспективи для наукових досліджень / М.П. Бабак // Вісн. Київ. міжнар. ун-ту. Журналістика. Медіалінгвістика. Кіномистецтво. 2005. – Вип. 4.

Бельтюков А.А. Текстовые аспекты создания имиджа в экономической и политической сферах : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук : спец. 10.01.10 «Журналистика» / А.А. Бельтюков. – Краснодар, 2006. – 20 c.

Богуш Д.О. Міжнародний імідж України: проблеми і перспективи [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://blogs.pravda.com.ua/authors/bogush/4b843f0bd3e45/.

Василенко И.А. Имидж России: Концепция национального и территориального брендинга / И.А. Василенко, Е.В. Василенко, А.Н. Люлько. – М. : Экономика, 2012. – 222 с.

Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования / Э.А. Галумов. – М. : Известия, 2003. – 446 с.

Глинская И.Ю. Проблема формирования бренд-имиджа «Россия» и пути ее решения / И.Ю. Глинская // Социология власти, 2010. – № 6.

Голошумова О.И. Роль интонации и других языковых средств в формировании и оптимизации имиджа политического лидера (на материале публичных выступлений американских политических деятелей) : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук : спец. 10.02.04 «Германские языки» / О.И. Голошумова. – М., 2002. – 16 с.

Горіна О.В. Когнітивно-комунікативні характеристики американського електорального дискурсу республіканців : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : спец. 10.02.04 «Германські мови» / О.В. Горіна. – Х., 2008. – 20 с.

Грошев И.В. Психологические основы эффективного формирования бренда / И.В. Грошев, Е.В. Степанычева // Сб. науч. тр. ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых «Интегрированные маркетинговые коммуникации: от теоретических знаний к практическим навыкам». – Саратов, 2007. – С. 407–413.

Даулетова В.А. Вербальные средства создания автоимиджа в политическом дискурсе (на материале русской и английской биографической прозы) : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук : спец. 10.02.20 «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание» / В.А. Даулетова. – Волгоград, 2004. – 16 с.

Деркач А.А. Политическая имиджелогия / А.А. Деркач. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 399 с.

Дубас О.П. Імідж держави в інформаційно-комунікативному просторі: особливості формування / О.П. Дубас // Вісник СевНТУ : зб. наук. пр. – Вип. 112/2010. Серія «Політологія». – Севастополь, 2010. – С. 167–170.

Єгорова Л.Г. Іміджевий текст : лінгвопрагматичний і лінгвокультурологічний аспекти (на матеріалі російськомовної публіцистики) : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : спец. 10.02.02 «Російська мова» / Л.Г. Єгорова. – Сімферополь, 2009. – 20 с.

Катынская М.В. Лингвистическое моделирование имиджа / М.В. Катынская. – Благовещенск : Изд-во АмГУ, 2012. – 168 с.

Кісельова А.А. Іміджеві домінанти ведучого в теледискурсі (на матеріалі розважальних програм) : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : спец. 10.02.01 «Українська мова» / А.А. Кісельова. – О., 2011. – 20 с.

Киуру К.В. Имиджевый медиатекст в политической коммуникации : дискурсный анализ : автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра филол. наук : спец. 10.01.10 «Журналистика» / К.В. Киуру. – СПб., 2008. – 54 c.

Коваль Н.О. Просодичні іміджеві характеристики політичної ораторської промови (експериментально-фонетичне дослідження на матеріалі британського варіанту англійської мови) : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : спец. 10.02.04 «Германські мови» / Н.О. Коваль. – О., 2010. – 18 с.

Кузнецова Н.А. Управление политической информацией и манипуляция общественным сознанием / Н.А. Кузнецова // Власть. – 2011. – № 11. – С. 19–21.

Лазоренко К. Теряем стоимость страны / К. Лазоренко [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.ukrrudprom.ua/digest/Teryaem_stoimost_strani.html.

Лисичкіна І.О. Лінгвокомунікативні механізми формування іміджу правоохоронної організації / І.О Лисичкіна // Studia philologica. – К., 2012. – Вип. 1. – С. 107–111.

Лозовский Ю.Г. Языковые средства создания имиджа известной личности : на материале СМИ Приморского края : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук : спец. 10.02.01 «Русский язык» / Ю.Г. Лозовский. – Владивосток, 2009. – 24 c.

Марунченко О.П. Інформаційна війна в політичному просторі: автореф. дис. канд. політ. наук: спец. 23.00.02 «Політичні інститути і процеси» / О.П. Марунченко. – О., 2013. – 21 с.

Михайленко Т.А. Имидж государства в мировом политическом пространстве: структурные модели формирования / Т.А. Михайленко, Т.П. Лебедева // Вестник МГУ. – Серия «Управление». – 2011. – № 1.

Новиков В.К. Информационное оружие – оружие современных и будущих войн / В.К. Новиков. – М. : Горячая линия, 2011. – 264 с.

Окс С.И. Формирование положительного имиджа силовых структур в СМИ : технологии и обратная связь : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук : спец. 10.01.10 «Журналистика» / С.И. Окс. – Воронеж, 2011. – 18 с.

Панкрухин А.П. Имидж страны: смена парадигмы. Взгляды из Канады, России, Великобритании и Латвии / А.П. Панкрухин, А.Ю. Игнатьев // Корпоративная имиджеология. – 2008. – № 02 (03).

Патарая Г.Г. Конструирование имиджа России как элемент политического процесса в современной Грузии : автореф. дис. канд. полит. Наук : спец. 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии» / Г.Г. Патарая. – Пермь, 2011. – 27 с.

Пекониди А.В. Конструирование политического имиджа современными печатными средствами массовой информации: автореф. дис. канд. полит. Наук : спец. 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии (политические науки)» / А.В. Пекониди. – Пятигорск, 2012. – 30 с.

Перелыгина Е.Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 223 с.

Петрова Е.А. Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации / Е.А. Петрова // Журнал «Корпоративная имиджелогия». – 2007. – № 1(01). – [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.ci-journal.ru/journal/06_image_obschestvoї.

Піпченко Н.О. Імідж України у блогосфері / Н.О. Піпченко // Економiчний часопис – XXI. – 2014. – № 1-2(1). – С. 7–10.

Пономарева О.А. Вербализация политического имиджа в российских и американских средствах массовой информации : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. Наук : спец. 10.02.19 «Теория языка» / О.А. Пономарева. – Волгоград, 2008. – 23 с.

Постникова Л.В. Просодия и политический имидж оратора (на материале речей американских президентов) : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. канд. филол. наук : спец. 10.02.04 «Германские языки» / Л.В. Постникова. – М., 2003. – 22 с.

Почепцов Г.Г. Имидж и выборы : Имидж политика, партии, президента / Г.Г. Почепцов. – К. : АДЕФ-Украина, 1997. – 140 с.

Прасолова О.В. Формирование имиджа региона в средствах массовой информации (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук : спец. 10.01.10 «Журналистика» / О.В. Прасолова. – Воронеж, 2010. – 22 с.

Рибаченко В. Імідж України в українському та світовому інформаційному просторі / В. Рибаченко // Український інформаційний простір: Науковий журнал Інституту журналістики і міжнародних відносин Київського національного університету культури і мистецтв / Гол. редактор М. С. Тимошик. – У 2-х ч. – Ч. 2. – К. : КНУКІМ, 2013. – C. 122–130.

Рязанцев В.А. Коммуникативно-культурные компоненты и механизмы формирования имиджа коммерческой музыкальной радиостанции (на примере радиостанций г. Белгорода) : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук : спец. 10.01.10 «Журналистика» / В.А. Рязанцев. – Воронеж, 2008. – 22 с.

Семченко О.А. Іміджева політика України: монографія / О.А. Семченко. – К. : ВЦ «Академія», 2014. – 272 с. – (Серія «Монограф»).

Сідак О.О. Когнітивна структура поняття «імідж» / О.О. Сідак // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. – Харків, 2009. – № 837. – С. 56–59.

Смирнова Т.В. Когнітивні механізми формування рекламного іміджу : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : спец. 10.01.08 «Журналістика» / Т.В. Смирнова. – К., 2003. – 24 с.

Степанычева Е.В. Концептуальный поход к формированию бренда территории / Е.В. Степанычева // Социально-экономические явления и процессы – 2012. – № 12.

Сушненкова И.А. Лингвокогнитивное исследование регионального имиджа : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук : спец. 10.02.19 «Теория языка» / И.А. Сушненкова. – Кемерово, 2011. – 27 с.

Тихонова С.Ф. Социальная мифология в коммуникационном пространстве современного общества : автореф. дис. канд. полит. наук: специальность 09.00.11 «Социальная философия по философским наукам» / С.Ф. Тихонова. – Саратов, 2009. – 41 с.

Тюкаркина О. Роль национального брендинга в формировании внешнеполитического имиджа современной России / О. Тюкаркина // Власть. – 2011. – № 12.

Фролова Е.В. Коммуникативные стратегии формирования имиджа регионального лидера в электронных СМИ : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук : спец. 10.02.01 «Русский язык» / Е.В. Фролова. – Омск, 2007. – 24 с.

Холод О.М. Інструментарій засобів масової інформації у процесі формування іміджу політиків : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д-ра філол. наук : спец. 10.01.08 «Журналістика» / О.М. Холод. – К., 2007. – 30 с.

Христич Н. Лексико-семантична презентація образу герцогині Кетрін Міддлтон / Н. Христич // Теоретична і дидактична філологія. – 2015. – Вип. 19. – С. 295–305.

Шевцов О.Л. Формирование медийного имиджа России проправительственной газетной периодикой Украины : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук : спец. 10.01.10 «Журналистика» / О.Л. Шевцов. – Белгород, 2011. – 22 с.

Шевченко Е.В. PR-технологии формирования международного имиджа страны (на примере Украины) / Е.В. Шевченко // PR-технологии в информационном обществе : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 4-5 ноября 2003 г.). – СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2003. – 214 с.

Шугаєв А.В. Роль номінативних одиниць і дискурсивних маркерів у формуванні іміджу ООН в англомовному медіа-дискурсі. – А.В. Шугаєв // Вісник Житомирського державного університету імені Івана Франка – 2016. – Вип. 2(84). – С. 141–145.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://global-ukraine-news.org/2017/04/07/temy-ta-vydannya-shho-pyshutinozemni-zmi-pro-ukrayinu-ta-yak-formuyut-yiyi-obraz-u-svoyih-suspilstvah/.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://howafrica.com/.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://howafrica.com/unbelievable-ukrainian-scientist-creates-battery-that-canpower-smartphones-for-12-years-without-recharging/.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.newyorker.com/books/page-turner/the-bard-of-eastern-ukraine-wherethings-are-falng-apart.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : https://www.ukrinform.net/rubric-eurovision2017/2217121-kremlin-preparinginformation-campaign-to-discredit-image-of-ukraine-during-eurovision-song-contest-2017.html.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.reuters.com/article/us-ukraine-eurovision-russia-idUSKBN16T1NQ.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.telegraph.co.uk/news/2017/05/05/political-row-russia-ukrainethreatens-overshadow-eurovision/.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : https://eurovision.tv/story/what-does-eurovision-mean-for-ukraine.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://bunews.com.ua/lifestyle/item/the-seven-wonders-of-kyiv.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : https://mobile.nytimes.com/2017/04/23/world/europe/american-killed-ukraine.html.

[Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.dailymail.co.uk/wires/ap/article-4183254/2-Ukrainian-troops-killedfighting-east.html.

Опубліковано
2019-08-24