ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЛУКТУАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕЧЕМЫШЛЕНИЯ И МЫСЛЕДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Алла Калита Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского» http://orcid.org/0000-0001-7912-912X
  • Александр Клименюк Международный университет финансов http://orcid.org/0000-0002-5957-5488
Ключові слова: методология, речемышление и мыследействие человека, эмоционально-прагматический потенциал, саморазвитие, моделирование, сетка координат, энерго-динамические характеристики речи

Анотація

В статье с позиций энергетической теории речи изложены логика и результаты теоретической разработки методологических основ лингвистических междисциплинарных экспериментальных исследований качественных и количественных закономерностей актуализации эмоционально-прагматического потенциала в процессах саморазвития речемышления и мыследействия человека. На основе универсальной модели саморазвития указанных процессов обосновано поэтапную логику построения сетки координат (эмоциональный потенциал – прагматический потенциал – время саморазвития процесса) для графического моделирования и математической обработки энерго-динамических характеристик протекания актов речемышления и мыследействия в духовной сфере индивида. Показаны возможности построения в полученных координатах одного и более структур-аттракторов, а также изменения масштабов их рассмотрения, пригодность модели для рассмотрения структур-аттракторов, точки бифуркации (концепты) которых могут иметь любую природу и любой уровень абстракции. Очерчены широкие перспективы применения рассмотренной модели для изучения психо-энергетических процессов речемышления и мыследействия индивида.

Біографії авторів

Алла Калита, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

Алла Калита, докт. філол. наук, профессор, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», проспект Победы, 37, Киев, 03056, Украина, e-mail: kalitanewadd@gmail.com.

Александр Клименюк, Международный университет финансов

Александр Клименюк, канд. техн. наук, профессор, Международный университет финансов, проспект Победы, 37, Киев, 03056, Украина, e-mail: san-aleksandr@ukr.net

Посилання

Humeniuk, I. (2018). Prosodic organisation of static urban landscape descriptions in English prose. Edvanced Education, 10, 111-117. DOI: 10. 20535/2410

Kalyta, A.A. (2007). Aktualizacija emocijno-pragmatychnogo potencialu vyslovlennja. [Актуалізація емоційно-прагматичного потенціалу висловлення]. Ternopil': Pidruchnyky i posibnyky.

Kalita, A.A., Valigura O.R. (2010). Sinergeticheskaja koncepcija porozhdenija interferirovannoj rechi bilingvom [Синергетическая концепция порождения интерферированной речи билингвом], Jazyki i etnokul'tury Evropy [Языки и этнокультуры Европы]. Glazov: Glazov. gos. ped. in-t, 205–212.

Kalita, A.A., Taranenko L.I. (2011). Sinergetizm porozhdenija i aktualizacii fonokoncepta [Синергетизм порождения и актуализации фоноконцепта], Naukovі zapiski [Наукові записки] 96 (2). Kіrovograd: RVV KDPU іm. V. Vinnichenka, 213-219.

Kalyta, A.A. (2012). Synergetychni modeli porodzhennja fonokonceptiv v anglijs'komu movlenni [Синергетичні моделі породження фоноконцептів в англійському мовленні], Visnyk Harkivs'kogo nacional'nogo universytetu im. V. N. Karazina [Вісник Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна] 1002, 106-112.

Kalita, A.A., Taranenko L.I. (2012). Kriterij urovnja aktualizacii jemocional'no-pragmaticheskogo potenciala vyskazyvanija [Критерий уровня актуализации эмоционально-прагматического потенциала высказывания], Naukovі zapiski [Наукові записки] 105 (1). Kіrovograd: RVV KDPU іm. V. Vinnichenka. 476-484

Kalyta, A.A., Taranenko L.I. (2012). Perceptyvna j instrumental'na ocinky emocijno-pragmatychnogo potencialu vyslovlen' [Перцептивна й інструментальна оцінки емоційно-прагматичного потенціалу висловлень], Naukovyj visnyk Volyns'kogo nacional'nogo universytetu imeni Lesi Ukrai'nky. [Науковий вісник Волинського національного університету імені Лесі Українки] 24 (249), 186-191.

Kalita, A.A., Marchenko V.V. (2013). Variantnye modeli rechemuzykal'noj kommunikacii [Вариантные модели речемузыкальной коммуникации], Vestnik pedagogichnskogo opyta. Nauchno-metodicheskijzhurnal [Вестник педагогичнского опыта. Научно-методический журнал] 34. Glazov: Glazovskij gos. ped. in-tim. V.G.Korolenko. 25-30.

Kalita, A.A. (2016). Jenergetika rechi [Энергетика речи]. Kyiv: Kafedra.

Klimenjuk, A.V. (2010). Znanie, poznanie, kognicija [Знание, познание, когниция]. Ternopol': Pіdruchniki і posіbniki.

Klymenjuk, O.V. (2006). Tehnologij anaukovogo doslidzhennja [Технологія наукового дослідження]. Kyiv-Nizhyn TOV «Vydavnyctvo «Aspekt – Poligraf».

Marchenko, V. (2017). Speech and music relations: united by prosody, VII International Congress of Experimental Phonetics “Current Trends in Experimental Phonetics” (22-24.11.2017, Madrid, Spain). Madrid: UNED. 121-124.

Marchenko, V. (2018). Emotional-and-Pragmatic Potential as the Basis for Poem-to-Music Alignment, The 2018 NordMetrik Conference. Stockholm University (13-15 September 2018, Stockholm, Sweden.). 8-9.

Praat. (2018). Linguistic tool for studying sounds. Retrieved from https://praat.en.softonic.com/.

Taranenko, L., Schaefer, S. (2018). Prosodic Expression of Emotional-And-Pragmatic Potential of a Spoken English Proverb, Advanced Education 9, 169-177. DOI: 10.20535/2410-8286.135094

Опубліковано
2019-07-26